Искусство ли кино? Календарь "Абажура"
13.06.2021 20:28

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ     ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ 0.0 0

Анатолий ЛУНАЧАРСКИЙ, нарком просвещения РСФСР


13 июня 1924 года СНК РСФСР принял постановление «Об организации кинодела в РСФСР». Создано «Совкино».

Конечно, искусство. Все возражения против этого крайне слабы, на них не стоит даже останавливаться.

Искусство отражает жизнь, преломляя ее целесообразно, через некоторую творческую призму. Кино, как театр, как литература, как изобразительное искусство, — преломляет жизнь, т. е. отражает ее в свободных формах, организует ее материал, следует определенным художественным, специальным, философским и т. д. заданиям.

При этом киноискусство необычайно богато и гибко.

Прежде всего относительно его богатства.

Вагнер утверждал, что самым богатым, или, вернее, синтетическим, искусством является театр. Действительно, в театре мы имеем литературу, музыку, архитектуру, живопись, мимику, пластику и т. д.

Все это имеет и кино. Правда, мне скажут, что в кино нет «слова», а стало быть, и нет литературы. «Слова», действительно, в кино нет, артисты на экране не говорят и не поют; но это не значит, что в кино нет литературы. Искусный сценарий может быть настоящей поэмой, вновь написанной или даже приспособленной к экрану, признанным мировым шедевром. По сравнению с театром кино имеет огромный плюс.

Живопись и архитектура театра чисто декоративно, искусственно должны умещаться на сцене; кино же безгранично могуче в этом отношении; лес, колеблющийся под дыханием бури, море с его необъятной ширью при восходящем и заходящем солнце, настоящие Альпы, настоящие Гималаи, все, что есть на земле реально могучего, интересного, или интимного красивого, или характерного, — все это может быть схвачено в кино, и пусть не говорят, что здесь кино копирует действительность, это так же нелепо сказать о кино, как о реалистической живописи вообще. Нет, оператор может поймать такое освещение, такой угол зрения, который, превратит кусок действительности на экране в самое подлинное художественное произведение, не уступающее пейзажам крупных мастеров.

Да к этому же и в области декоративной фантастики здесь достигаются неимоверные результаты.

В недавно виденной нами картине «Водопад жизни» Гриффит1 так комбинирует подлинную картину ледохода на большой американской реке с искусственной бутафорией, что создает полную иллюзию такого риска своей жизнью актеров, перед которым бледнеют самые страшные акробатические трюки цирка.

Мы все помним также взятие Вавилона в картине того же самого Гриффита «Нетерпимость», да и мало ли можно привести таких же примеров, когда целый мир прошлого или фантастического создается в широте, какая абсолютно недостижима для театра.

Нет, огромное богатство кино нельзя отрицать.

Правда, кино действует с исключительной силой на публику только в соединении с музыкой. Я недавно видел картину Перестиани «Три жизни». Один раз я смотрел ее с иллюстрациями очень хорошего пианиста–композитора. Другой раз без музыки. Хотя она осталась хорошей и во втором случае, но походила на холодное жаркое.

Вопрос о киномузыке — большой вопрос. В последнее время он разрешается все лучше. И у нас в России вырабатываются очень хорошие пианисты–иллюстраторы, создающие, конечно, не как композиторы, а многое черпая из своей музыкальной памяти, целые музыкальные сюиты, связанные внутренним единством, прекрасно звучащие и сливающиеся воедино с впечатлениями экрана. Мы все чаще и чаще имеем оркестровые сопровождения по специальной партитуре и в глубоком единстве с экраном.

Я нисколько не удивлюсь, если в самом ближайшем будущем крупнейшие композиторы будут писать музыку для великих киноактеров, искуснейших кинорежиссеров, знаменитых киносценаристов, ибо кино растет и властно утверждается.


Статья опубликована в 1925 г. в журналах «Советское кино» № 1., «Рабочий и театр» № 19

Помог найти статью Евгений Романов



Материалы раздела "Сетевые авторы" не являются документальными - это художественные произведения


Лучшие авторы:

Комментарии
avatar